Bridge Constructor — аркадный сопромат
Что-то создавать и конструировать бывает занимательно ничуть не меньше, чем кататься по зрелищному аттракциону со скриптовыми сценками и наблюдать эффектное представление, разыгрываемое срадствами сюжетных игр. Ещё в 90-е годы игра The Incredible Machine была посвящена решению головоломок при помощи машин Голдберга: выстроенным по принципу взаимодействующих звеньев цепи механизмов. В дальнейшем подобная забава возвращалась ещё не раз в виде различных проектов: Armadillo Run, Algodoo и Phun, переиздания самой The Incredible Machine под мобильные платформы.
Успех Minecraft наглядно показал, что игрокам нравится не только пускаться в срежиссированные сценаристами путешествия или бродить по открытым виртуальным мирам и попадать там в случайные ситуации, но и заниматься импровизированным творчеством: развлекаться в конструкторе, что-то изобретать и изображать, чтобы потом делиться своими поделками с сообществом и друзьями.
Тем более странно, что игр-конструкторов не так уж много. Либо эти игры бывают не слишком широко известны?..
Bridge Constructor, наряду с ещё одним подобным проектом Bridge It! и другими аркадами, посвящен решению задач по строительству мостов. Разумеется авторы создали игру со множеством условностей и она близка к понятию детской игры по своему оформлению и тщательному режиму обучения. Всё же эта забава может скрасить досуг и взрослых игроков, так как экспериментировать с элементами для постройки моста весьма занимательно. Так что знание сопромата не понадобится, но общие представления о физической механике и инженерных решениях возведения мостов игра предоставляет.
Базовая игра предоставляет набор уровней, оформленный в виде четырёх островов. Здесь у нас есть реки и каньоны, через которые и надлежит организовать переправу для транспорта. Фантазия игрока будет ограничена ключевыми точками, на которых можно ставить конструкции моста (стальные балки, железобетонные колонны), и максимальным бюджетом: каждая деталь имеет свою цену. В остальном доступен простор для поиска удачного решения в создании своего моста.
Прежде всего у игрока есть деревянные детали. Самые дешевые, но и не очень прочные. Также деревянные детали не получится делать очень длинными. Следующий материал — сталь. Дорогая, но крепкая и её балки могут быть более длинными. Стальные ванты — большая прочность на растяжение, вантовый мост будет самым надёжным в игре (поэтому не так часто его можно сделать, разработчики будут вынуждать экспериментировать). Железобетонные сваи — фактически столь же прочны, как два противоположных берега, которые надо соединить дорогой. Поэтому железобетон и ванты — самые дорогие материалы.
На заметку: я не сразу заметил, что дорогу можно делать и при помощи стальных конструкций. Дорога создаётся деревянной или стальной деталью начиная с точки берега. При соединении соседних деталей, которые уже образуют дорожное покрытие, также будет получаться дорога. Стальная дорога так же будет более прочной, чем деревянная.
Сами детали не ломаются пополам, в этом проявляется казуальное упрощение физики Bridge Constructor. При запуске моста и движении по нему транспорта будет отображаться степень нагрузки на детали его конструкции в виде цветовой индикации от зеленого до красного цвета с плавным переходом (зелёный желтеет, потом переходит к оранжевым и красным оттенкам). После этого не выдерживающая нагрузки деталь выскакивает из своих точек крепления и далее может начаться обрушение всего моста.
Легче всего пустить по мосту легковые автомобили. После прохождения всех уровней и создания самых прочных мостов, выдерживающих движение грузовиков, откроется новое испытание — грузовик с цистерной. И хоть двигаться будет только один такой грузовик, он сам гораздо тяжелее предыдущего испытания на пару грузовиков.
Для создания прочного моста нужно не банальное использование крепких материалов, а расположение деталей по знакомым из школьного курса физики правилам векторов силы. Например, чем больше плечо силы — тем меньше потребуется приложить усилий, чтобы сдвинуть с места камень при помощи рычага. Это правило пригодится в Bridge Constructor при создании высоких опор от которых будут протягиваться ванты для поддержания моста. Если опора будет недостаточно высокая (захочется сэкономить денег на материалах), то вантам не хватит силы удержать детали от давления на них тяжестью грузовика и дорога будет обрушаться. Это как один из примеров. Также полезно распределять нагрузку равномерно: двух свай может быть недостаточно, что поддержать центр моста. А если создать пучок из пяти свай и каждую соединить с центральными секциями моста, то тяжесть грузовика будет равномерно переходить на каждую опору и мост выдержит. Тут будет полезна ещё одна опция конструктора: включение мелкой сетки. С её помощью можно начать более точно выбирать постановку точек крепления деталей и делать, например, более плавные линии при создании арочных конструкций.
За время своего существования Bridge Constructor получил несколько обновлений, так что внутри базовой игры есть ещё ряд новых испытаний для игрока. Один набор уровней внёс изменение в конструктор мостов и добавил возможность делать дорогу под углом к горизонту. Задачи строительства моста там замысловаты, так как противоположные берега находятся не на одном уровне высоты. Зато новая механика конструктора мостов пригодится, чтобы по-новому создавать старые мостов! Скажем, арочный мост, который будет немного приподнят кверху — довольно прочная конструкция.
Следующий вид испытаний — строительство мостов для железнодорожных поездов. Даже пассажирский состав весьма тяжелый, тут надо делать более надёжные конструкции. А уж выдержать товарный поезд — особенно непросто.
Другие дополнения к игре были посвящены праздникам: рождественские мосты должны помочь проехать саням Санта-Клауса с подарками (очень тяжелые сани или подарки). Пасхальная тема с малознакомым нашим людям колоритом кроликов и сбором яиц. То есть задача не просто сделать надёжный мост, но мост такой формы, чтобы проезжающий по нему транспорт подхватывал бонусы в виде яиц. И тематический набор мостов к Хэллоуину: самый тяжелый транспорт здесь — некая мрачная карета со скелетом-возницей, опять же надо строить мост для сбора бонусов-черепушек.
Успех такой игры за пределами ПК может быть гораздо более существенным.
Идея Bridge Constructor в своей базовой концепции очень универсальная и можно придумывать различные модернизации геймплея оставляя главный принцип — строительство мостов.
Так в отдельном проекте Bridge Constructor Medieval из названия уже следует — был выбран антураж средних веков. Игра снова очень напоминает детскую: здесь есть некое подобие сюжета, который подаётся при помощи комиксовых вставок и рассказывает о некоем королевстве, на которое напали злобные враги (названные почему-то уруками, хотя вид их злодея вполне человеческий и типичный разбойник). Игрока наделяют ролью королевского архитектора, который при помощи строительства новых мостов должен помочь королевству. Всё почти как в Bridge Constructor про современность, только без автомобилей. Материалы в редакторе заменили стальные на дубовые, ванты на канаты, железобетон на каменные колонны.
Зато придумали интересное разнообразие заданий. Мосты нужно строить не только для банальной переправы грузов (провизии, подарков союзникам, перехода колонны своих войск), но и вдобавок могут быть два типа необычных миссий:
- Создавать укрепленные мосты с крышей для укрытия своих солдат от камней; которые бросают уруки при помощи катапульты. Падающие камни создают ударную нагрузку на всю конструкцию моста, так что он запросто может рухнуть и надо дополнительно укрепить его опоры. На поздних уровнях будет прилетать ещё и один-два здоровых валуна, которые запросто проломят крышу — ещё одна задача на укрепление конструкции. У игрока есть козырь: при запуске уровня можно посмотреть, куда падают эти камни, и тогда заняться улучшение конструкции моста именно в этой зоне.
- И второй тип заданий — создание моста-ловушки для уничтожения противника. Такой мост должен держаться, чтобы на него зашли все солдаты врага, и обрушиться вместе с ними в пропасть (или в реку), чтобы они не успели сбежать. При этом, если мост начнёт рушиться преждевременно, то не начавшие по нему идти разбойники сразу развернутся обратно. Так что надо сперва завоевать их доверие, подвигнуть начать переход по мосту...
Так что Bridge Constructor Medieval определенно удался своими экспериментальными заданиями.
Bridge Constructor Playground похожа на упрощение мостостроительной аркады. В редакторе здесь нет мелкой сетки, поэтому мосты строить можно не так скрупулезно. Бюджетом игрока не ограничивают и полёт его фантазии получает больше свободы.
Зато для каждого моста здесь создали набор из пяти медалей: выдерживает автомобиль, выдерживает грузовик, экономичный мост, надежный мост и мост из определенных ресурсов.
На первом острове с обучающими заданиями зачастую можно получать все медали сразу за свои постройки, но вот в дальнейшем, чтобы заслужить каждую медаль, придётся строить специальный мост под нужное условие. И хотя редактор утратил свою мелкую сетку, есть в игре неплохое нововведение — отображение нагрузки моста в виде процентов. Это, вдобавок к знакомому подкрашиванию элементов моста цветами от зелёного до красного, позволяет лучше контролировать процесс укрепления моста. Именно при помощи процентов контролируется выдача медали за надёжный мост: нужно суметь сделать конструкцию такой, чтобы грузовики не создавали нагрузку выше заданного процента. Экономичный мост должен укладываться в бюджет для задания.
Все эти рассмотренные проекты очень похожи и тесно связаны друг с другом как аркадные головоломки, в которых надо успешно переправить автомобили до финишной точки.
Bridge Constructor Stunts отходит от главной цели строительства моста ещё дальше. Теперь игрок сам управляет автомобилем, может разгоняться и тормозить, совершать сальто в воздухе. Цель игры — проехать до финиша и собрать по пути бонусы (это необязательно). А сооружение мостов служит для изобретения удобных трамплинов, чтобы с их помощью допрыгивать до бонусов и попадать к финишу. С этой игрой я ещё не познакомился более внимательно и думаю, что она уже самостоятельный проект с другими правилами и игровым опытом, так что про Bridge Constructor Stunts стоит написать отдельно.